Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Само слово «предание» означает «передавать, сохранять». Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже красивая фантастика. Также эти люди вырывают из контекста некоторые места из Евангелия и трактуют их в свою пользу под себя под свою секту и говорят: «это предание». Значит баптистское, харизматическое православное предание, а не истина по Библии. Христос же сказал им в ответ: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?» - /Мат.15.3;Мар.7.9/. Больше делают на своё предание под себя, чтобы мягко сидеть.
Но наступят перемены. В той же главе пророка Исаии, на которую в разговоре с фарисеями ссылается Иисус, написано: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» /Ис.29.18.19/.
Любое изображение Христа является ересью и богохульством. И с точки зрения теологии это просто неграмотность, ибо, как можно изобразить Бога, Который не может быть изображен? Христос есть Бог и человек. Образ Христа представляет Бога и человека. Но Бог не может быть представлен никоим образом, кроме Христа. В этом и заключается причина непередаваемости самого Христа, Его уникальность. Так почему баптисты, отвергая предания православия, сами вывешивают картину с изображением Христа. Они что Его видели? Так может дойти и до целования, и они этого не заметят. И даже не носить креста, сами баптисты выставляют крест, чтобы на него смотрели на служении. Это что поклонение?
На Карфагенском соборе 257 года один из епископов заметил: «Господь сказал: «Я есмь истина» - /Иоан.14.6/. Он не сказал: Я есмь обычай». Современный богослов епископ Каллист Уэр прокомментировал эти слова: «Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть предания - основания христианской вести».
«Всякого рода предания и установления человеческие,- пишет Феофан Затворник, - религиозные секты должны проверять Словом Божиим». Рогозин говорит о том, что предания «вошли в употребление» в V веке как следствие «духовного отступничества» Церкви.
Да, Писание - норма христианской веры и жизни, подобная камертону, помогающему хору удержаться от отклонений. Но разумно ли звучанием камертона заменять весь хор? Предание не вырастает на Писании, а не людской молве.
Мартин Лютер провозглашал, что Писание понятно всякому человеку на внешнем, грамматическом уровне, но глубинное понимание духовных истин приходит только под действием Святого Духа. Это говорилось в ответ на утверждение католических, православных богословов, что простому человеку Библия недоступна (в то время католики совсем не поощряли её чтение на народных языках, а только на латыни). Но сегодня, пожалуй, мало, кто из традиционных христиан станет возражать Лютеру.
Значение Священного Писания трудно переоценить, но протестанты, похоже, эту трудность преодолели. Да, в Писании указано всё необходимое для спасения и это «всё» содержится в нём как в некоем зерне. В яблочном семечке есть вся яблоня, но это ещё не яблоня. Писание есть семя, которое произрастает из книги в жизнь, ибо призвано к этому. Таким образом, предание не есть древо, возросшее в Церкви среди веков. При этом жизненными соками этого древа являются вовсе не цитаты из Библии, а веяние Духа, животворящего Церковь.
В Библии не написано: «Желающие могут устроить монастырь», потому что дух православного монашества чужд духу Писания.
«Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,
Как не в войне, а в мире — брали лбом -
Стучали головой об пол не жалея!» -/Грибоедов. Горе от ума. 2, 2. Чацкий/.
«Церковь. Все это слово есть название обмана, - пишет Лев Толстой, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими». Небольшой пример такого подхода к «церковной собственности». А Священное Писание есть драгоценная часть этой собственности, а никак не музейное достояние человечества. Пропитавшись оккультными идеями, православные религиозные деятели тоже очень ценят всё церковное. Например, купол с крестом они толкуют как антенну для концентрации космических энергий, через купол низводимых внутрь храма. Поэтому они частенько приходят в храм «подзарядиться», стоя непосредственно под куполом. Казалось бы, чего проще?! Зайдя в церковь, спросите у православного о куполе и кресте! Он вам расскажет и об истории их образования, и о том, что они символизируют. Но нет. Почему-то ни слушать, ни спрашивать у них желания не возникает. Воспринятая извне ложная установка (храм - аккумулятор энергий космоса) и сугубо внешний подход к Церкви становятся причиной неприятия объяснения Церковью своих собственных проявлений.
Иоанн Златоуст пишет: «Следуя Писанию, будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем и вести правильную жизнь, чтобы и жизнь свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни твердость».
«Кроме того, Иисус обвинил законников в том, что они заменяют закон Божий достижениями человеческой изобретательности. В своем поведении они прислушивались не к гласу Божию, а к искусным доводам и спорам, тонко разработанным мелочам, ловким толкованиям законников. Религию нельзя строить на изобретательности, она не может быть продуктом человеческого ума, она должна быть не результатом остроумных открытий, а результатом слушания и следования гласу Божьему». Вот что имел в виду Иисус: «Вы используете ваши толкования, ваши традиции и предания для того, чтобы принудить человека поступить бесчестно по отношению к своему отцу и своей матери даже тогда, когда он сам раскаялся и осознал, как должен поступить правильно».
Одно из величайших определений богослужения было дано Уильямом Темплом: «Богослужение - это осознание святость Божью, насыщение истиной Божьей, созерцание красоты Божьей, принятие в сердце любви Божьей, и сознательное подчинение воли Божьей». Мы тоже должны остерегаться очевидной слепотой книжников и фарисеев, внешней обрядности, и самим не оказаться в тех же недостатках. Истинная религия никогда не может быть основана лишь на обрядах и на ритуалах; она всегда должна основываться на личных отношениях человека к человеку, и человека к Богу.
Ап.Павел обвиняет этих лжеучителей в том, что их учение - произведения человеков. Оно не имеет никакого основания в Писании. Оно продукт человеческого ума, а не весть Слова Божия. Важное значения имеет сердце человеческое. Для человека с чистым сердцем все чисто. Человека же с нечистым сердцем делает нечистым все, о чем он думает, говорит, трогает. К такому же выводу приходили великие писатели классической древности. «Если сосуд нечист, - говорил Гораций, - чтобы вы в него ни влили - все становится горьким». Сенека сказал: «Точно так же, как больной желудок портит всякую пищу, так и затуманенный мозг обращает себе же в бремя и на гибель все, что он получает». Порочному человеку все не в добро, а на погибель. Все, чего он касается, делает он тоже порочным, и даже то, что было бы полезно другим, становится пагубным для него. «Человек с грязными мыслями осквернит все». Он может запятнать даже самое прекрасное. Человек с чистыми мыслями видит все чистым» - /У.Баркли/.
Питер Гиллквист: «Внимательный взгляд на приведенные тексты показывает, что в них идет речь о разных видах Преданий. В Евангельском отзыве и отрывке из Послания к Колоссянам рассматривается человеческое предание. Другими словами, это предание, которое люди изобретают и передают другим так, как будто оно установлено Богом. Иисус сказал в приведенном месте из Евангелия от Матфея, что человеческое предание порождало лицемерие и даже тщетное богопочитание. По словам апостола Ап.Павла, предание человеческое способно увлечь нас и сделать заложниками мира. Такие вещи, как проводившаяся фарисеями церемония умывания рук, которую Иисус осудил в 15 главе Евангелия от Матфея, и придуманные людьми ограничения в пище и празднества, против которых предупреждается в Послании к Колоссянам, были библейскими примерами человеческих преданий.
Еще более обременено поздним преданием протестантское движение. Если Рим в основном делал добавления к вероучению, то протестанты выбрасывали его части. Пытаясь освободиться от римских излишеств, современные протестанты сильно перестарались в корректировке своего курса. Явившийся результатом этого редукционизм принес большой вред протестантским христианам в их поисках совершенства во Христе и неуклонного следования истинной вере.
Ириней Лионский (принявший мученическую кончину в 202 году за Христа пишет): «Когда же мы отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемства пресвитеров, то они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров, но и апостолов, и что они нашли чистую истину».
Богослов Владимир Лосский даёт следующее определением Предания: «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или иными символами, суть различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину: «никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым» - /1Кор.12.3/. Итак, мы можем дать точное определение Преданию, если она есть истина? сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви. Жизнь, сообщающая каждому верующему. Способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума»- /Архимандрит Алипий/.
«Вы понимаете Предание – как передавание из уст в уста,…а оно было Предание из жизни в жизнь, из дела в дело» - /Феофан Затворник/.
Протестантская литература начала ХХ века отрицала Предание в корне, нынешние баптисты (преимущественно русскоязычные), уверяя, что признают неоспоримое богатство свято отеческого наследия, поясняют при этом, что «Всякого рода предания и установления человеческие баптисты проверяют Словом Божиим». Звучит красиво, но это возможно только внутри Церкви. За её пределами несостоятельность такого суждения обнажается тем, что само Писание, по свидетельству тех же баптистов, часто понимается слишком «по-своему» и, к сожалению, не толкуется всеми однозначно.
Отрицание Предания, по мнению Алистера Маграта, «помещало личное суждение отдельного человека, касающееся толкования Писания, выше коллективного суждения христианской Церкви. Такой взгляд открывал дорогу анархии и, как показала история радикальной Реформации, анархия не замедлила проявиться» Эта анархия в богословии под лозунгом «только Писание» впоследствии породила тысячи течений и сект, строящих свои доктрины «только на Библии». При этом самым потрясающим парадоксом является то, что при общем для них отрицании Предания Церкви все они оказываются правы во всех своих догматических изысканиях и толковании Священных книг. Правы все, начиная от ортодоксальных ЕХБ. и вплоть до «выкидышей протестантизма» - таких как «Свидетели Иеговы», «Церковь Христа», и др. (речь не о людях, а о учениях). Правы по отношению друг ко другу, ибо границ в толковании «только Писания» этот принцип не предполагает. Поэтому полемика протестантских конфессий между собой в корне своем безосновательна. Принцип «Sola Scriptura» соблюден ими всеми, а интерпретация это уже не его сфера.
Если оценить принцип «Только Писание» самим же этим принципом, то он обличит сам себя. «Принадлежа к вероисповеданию евангельских христиан-баптистов, мы основываем наше вероучение исключительно на Слове Божием». «Мы признаём единственный авторитет в вопросах веры и жизни, - мы верим в Библию» - заявляют баптисты. Но, почему они, в таком случае, пишут так много книг, посвящённых «вопросам веры и жизни?» Если, действительно, «единственный авторитет» - Библия, и её достаточно, для того чтобы принять баптизм и устоять в нём, то почему протестанты не ограничиваются распространением одной только Библии? И если она является самодостаточной, то почему чтение Библии не приводит к однозначному результату, и почему сами протестанты веруют неодинаково? Какова цель распространения бесчисленных трактатов и многих исследований и истолкований Библии, если всё, что нам нужно, это сама Библия? Причина в том, что так баптисты пытаются удержать Библию в том понимании, которое они считают правильным. Чем же они её сохраняют в своём понимании? – баптистским преданием, хотя они, конечно, так не выражаются.
По мнению баптистского богослова Петра Пеннера, Священное Предание «приводит Православную Церковь в ловушку замкнутости в себе, чрезмерной националистичности и отсутствия заботы об окружающем мире». «Наш Спаситель Иисус Христос - добавляет Рогозин - не только никогда не ставил предания наравне со Св. Писанием, но и всегда называл их «человеческими». Христос многократно говорит Мат. 15.2-6, что нельзя устранять Священного Писания ради преданий».
Наличие Предания в Церкви не просто необходимо, но и неизбежно. Любая конфессия имеет своё предание, их роль одинакова, но качество, увы, различно» -/Священник В.Рубский/
Как это предание применялось к случаю взаимоотношения детей с родителями. Когда их родители нуждались в помощи, они оправдывались тем, что всё, что они могли сэкономить на себе и на своих детях, они уже отдали в сокровищницу храма: всё отдано в дар Богу, чем бы ты от меня мог воспользоваться. Поэтому их родители ничего не должны были ожидать от них. При этом предполагалось, что такое посвящение обернётся духовным преимуществом для родителей, вынужденных питаться воздухом. Они учили людей, что это хороший и достойный предлог, и многие бессердечные и безответственные дети пользовались им, а они оправдывали их, говоря: «Он свободен». Некоторые шли ещё дальше и говорили: «Он поступает хорошо. Он будет долголетен на земле, на него следует смотреть, как на исполняющего заповедь». Такая благочестивая отговорка делала отказ обеспечивать своих родителей не только допустимым, но и похвальным.
Однако абсурдность и нечестие этого предания были совершенно очевидны, ибо религия, данная по откровению свыше, предназначалась не для устранения, но для усовершенствования естественной религии, одним из основных законов которой было почитание родителей, и если бы они знали, что означает: «Милости хочу, а не жертвы», то не допускали бы произвольным обрядам разрушать самые необходимые нравственные нормы. Таким образом, они «устраняли заповедь Божью». Всё, что приводит к непослушанию или поощряет его, фактически устраняет заповедь; и кто осмеливается обходить Божьими законы, тот, с точки зрения Христа, отменяет их. Нарушать закон – плохо, но учить людей нарушать закон, как делали книжники и фарисеи, ещё хуже. Для чего даётся заповедь, как не для того, чтобы исполнять её. Закон теряет свою силу, если мы не подчиняемся ему. Они не только грешили против заповедей, но насколько могли, отменяли их. Но, благодарение Богу, несмотря на этих людей и на их предания, заповедь сохраняет всю свою силу, власть и действенность.
«Гласило древнее преданье.
Обычай соблюдался строго,
Иначе ждало наказанье!
И стар и млад веками чтили
Наказ далёких тех времён.
Что, правда, там, что небылицы,
Теперь поди-ка, разберись...
Легенда иль предание, апокриф, откровение,
Мистические вымыслы, иль просто дикий бред,
Во всём живёт любовь моя, прекрасные мгновения,
Они, как солнце красное пусть излучают свет».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Моим Друзьям - Cветлана Касянчик Посвещается всем моим друзьям, включая тех с которыми свел меня интернет. Спасибо вам за вашу поддержку в эти нелегкие для меня годы. Благословений вам и хороших попутчиков на дороге в вечность.